24 навыка, развиваемых в игре «Крысиные бега 1»


«Крысиные бега 1» − удивительный и мощный инструмент личного развития человека. С одной стороны эта игра – мощное зеркало, показывающее человеку его поступки и их последствия, высвечивающее модели поведении и собственные барьеры участника. С другой стороны – это мощный тренажёр, позволяющий в игровом формате получить первичный опыт и развить в себе длинный список навыков.

Какие навыки позволяет развивать игра?

Некоторые навыки, развиваемые с помощью игры, тесно переплетаются с психологией. Некоторые – лежат чисто в плоскости действия и у многих неразвиты лишь потому, что человек никогда не пробовал их развивать. За 1,5 года и более чем 40 проведённых игр, я встретился с десятками навыков, которые развивали в себе участники. Знакомьтесь, навыки, «прокачиваемые» с помощью «Крысиных бегов 1»:

  • Обращения с возможностями
  • Доверия вселенной
  • Доверия себе, веры в себя
  • Позволения себе добиться успеха, быть счастливым, достичь своей мечты
  • Отношения к деньгам, отношения с деньгами
  • Отношения со временем, уважения своего времени и времени других людей
  • Ответственности за свои слова, мысли и настроение
  • Управления мыслями и настроением: остановка мыслей, трансформация мыслей, трансформация эмоций, включение в ресурсное состояние, нахождение в ресурсном состоянии
  • Делания
  • Общения с людьми, проведения переговоров, достижения договорённостей, проговаривания конфликтных вопросов
  • Построения, развития и поддержания отношений с людьми
  • Наблюдения себя со стороны – самоанализа, саморефлексии
  • Принятия – событий, людей, поступков, слов, подарков, сюрпризов. В том числе – навык принятия разности людей и их поступков
  • Оказания помощи и поддержки
  • Обращения за помощью
  • Предлагания помощи
  • Благодарения, дарения подарков
  • Экологичности поступков
  • Достижения целей
  • Доверия людям
  • Учёта финансов
  • Бытия в Здесь и Сейчас
  • Быстрого, уверенного и спокойного проведения расчётов
  • Лёгкости – в лучшем смысле этого слова, когда делание и сама жизнь превращаются в изящный танец

Как формируется любой навык?

Чтобы эффективно развивать в себе некий навык, полезно понимать механизм формирования навыков:

  1. Сначала вы накапливаете разрозненную информацию (факты, модели, теории), которая, постепенно, собирается в кусочки знаний. Есть обрывочные понимания механизмов действия конкретного навыка.
  2. По мере накопления и упорядочивания информации формируется целостное, более или менее системное понимание. Возникает собственная система знаний о навыке.
  3. Вы начинаете приобретать первичный опыт применения знаний. Чем более вы рефлексивны, чем активнее вы учитесь на своих ошибках, тем быстрее ваша система знаний о навыке проходит закалку практикой. Вы научаетесь применять знания, но ваше делание ещё не очень уверенное, медленное, допускаете относительно много ошибок.
  4. Продолжая применять знания, вы формируете навык. Чем активнее вы учитесь, тем быстрее и качественнее формируется навык. В какой-то момент вы почувствуете: навык сформирован.
  5. Думали всё? Нет предела совершенству! Следующий этап – мастерство. Путь – всё тот же. Приобретаем опыт, анализируем, совершенствуемся, пробуем новые методы, способы, подходы, снова и снова анализируем. И, в один прекрасный день, обнаруживаем в себе мастерское владение необходимым навыком.

Где в этой схеме место для игры «Крысиные бега 1»? Буквально на каждом этапе. Игра помогает осознать необходимость того или иного навыка. Общение в игре позволяет получить первичную информацию, рекомендации по дальнейшему изучению вопроса. Игра позволяет получить первичный опыт и, постепенно, сформировать целостный навык. А при большом желании – даже отточить его до уровня мастерства.

Хотя, конечно, модель игры лучше всего подходит для получения первичного опыта. В частности, потому, что игровое пространство – намного более безопасное, с психологической точки зрения. И «цена ошибки» в этом пространстве – на несколько порядков ниже, чем в реальной жизни, в реальных ситуациях. Это значит, что участники гораздо легче идут на встречу с «неизвестным», легче справляются со своими страхами, легче получают первичный опыт. И, как следствие, быстрее растут над собой.

Что ещё надо понимать про формирование навыков в игре?

В качестве резюме – ещё несколько моментов, которые полезно понимать про игру и навыки.

Во-первых, игра наглядно показывает каждому участнику, какие навыки для него первичны, какие необходимы для дальнейшего развития больше всего. Конечно, можно (и даже полезно) прийти на игру с намерением развивать конкретный навык. Но зеркало игры безжалостно высветит проблемы, над которыми следует поработать в первую очередь.

Во-вторых, за одну игру сформировать полноценный навык невозможно. В своё время мне понадобилось 5 игр, чтобы научиться управлять своими эмоциями и ещё несколько игр, чтобы научиться спокойно, размеренно и быстро считать. Одному из участников понадобилось 6 игр, чтобы просто поверить в то, что он сможет выйти «на верхний круг». За каждую игру каждый участник получает от 3 до 20 инсайтов (в зависимости от того, что происходит у него внутри, от того, насколько он открыт и внимателен к новому). Затем, уже после игры, человек самостоятельно вплетает содержимое озарений, инсайтов, пониманий в свою внутреннюю реальность. Меняет (или не меняет) модели решения различных задач, модели действия в различных ситуациях.

В-третьих, чем больше человек настроен на развитие себя и конкретных навыков, тем больший результат он получает от каждой игры. Ведущий и другие участники создают пространство игры. Каждый конкретный участник несёт ответственность за то, как он воспользуется возможностями этого пространства. Кстати, написание послеигровой рефлексии даже просто для себя самого ощутимо усиливает эффект от игры. Проверено личным опытом.

В-четвёртых, практический опыт, получаемый в игровых ситуациях, ещё нужно адаптировать к реальной жизни. И это тоже не всегда даётся легко. Но всегда даётся легче, чем, если бы этот опыт с нуля набирался только в реальных ситуациях.

«Крысиные бега 1» – это не волшебная палочка, да. Это игровое пространство, позволяющее поработать над совершенствованием себя в лёгкой, дружеской атмосфере, при поддержке ведущего и – в безопасном игровом формате. Избавиться от старых барьеров, заменить неэффективные модели поведения эффективными и сформировать новые полезные навыки.

P.S.: Кстати, о конкретных навыках, способах и методах их развития я ещё буду неоднократно писать. Читайте сайт и страницу на Facebook :)