Навык активного понимания как ключ к Жизни


Есть на земле одна [великая] книга, которую обязан прочитать каждый взрослый человек. Обязан, конечно же, самому себе. Правильное прочтение этой книги откроет перед вами двери в совершенно новую жизнь. Более глубокую. Более насыщенную и наполненную. Более мудрую. Более ответственную. И – более спокойную. Это книга Мортимера Адлера «Как читать книги. Пособие по чтению великих произведений» (рекомендую читать сразу 2е издание от 1965 года, хорошую электронную версию для первого знакомства можно найти тут).

Мортимер Адлер. Как читать книги. Пособие по чтению великих произведений

Мортимер Адлер. Как читать книги. Пособие по чтению великих произведений

Адлер написал величайшую из книг о том, как читать. Но то, что он написал о книгах, можно с таким же успехом отнести к любой другой сфере человеческой культуры и даже к общению. Адлер учит читать активно в противовес общепринятому бездумному заглатыванию книг, ставшему наиболее распространённым стилем чтения сегодня. Адлер учит ответственности за качество работы со смыслами, вложенными автором в книгу. Адлер учит ответственности за собственные мозги и умение ими пользоваться. Почему это важно? Почему он написал книгу в своё время? Почему я делюсь ею и уделяю ей огромное внимание, придаю ей огромную значимость в своё, в наше время?

Проблема пассивного понимания

Когда мы читаем, мы можем понимать информацию, факты и можем понимать смыслы. Подавляющее большинство нас (я думаю, 99,9 %) воспринимает информацию, не пытаясь вникнуть глубже, не пытаясь уловить замысел автора. Воспринял информацию – положил в мозг – успешно забыл. Мы читаем не для понимания. А для получения информации. Это – «условно-пассивное» понимание. В результате смыслы, вложенные автором в текст, проходят мимо нас. И, поскольку мы читаем «условно-пассивно», даже та информация, которую мы восприняли (БЕЗ активного ПОНИМАНИЯ), сохраняется в крайне скудном виде.

Точно также… мы слушаем музыку, смотрим картины, слушаем стихи, смотрим фильмы, проживаем события и – общаемся с другими людьми. Мы не пытаемся понять, что вкладывают композиторы, исполнители, художники, поэты, режиссёры в свои работы, какие смыслы, идеи. А если всё-таки делаем это, то – очень поверхностно. Прилагая к пониманию самое минимальное количество ресурсов своего мозга. Мы не пытаемся понять, какие смыслы пытаются донести до нас другие люди. Мы воспринимаем информацию. И ограничиваем себя этим.

От пассивного понимания к активному пониманию

В результате, мы используем возможности своего мозга едва ли на 5 %. В нашем распоряжении все 100 %. Но для этого нужно понимать иначе. Активно. Активное понимание раскрывает перед человеком невероятное количество смыслов. Активное понимание тренирует мозг, расширяя его возможности, формируя новые нейронные связи, и, как прямое следствие, повышает качество жизни. Хотя бы уже потому, что начиная активно вникать в смыслы культурных объектов (книг, фильмов, картин, музыки), вы начнёте гораздо лучше понимать других людей. И вы начнёте гораздо лучше запоминать. Потому что активное понимание предполагает интенсивную умственную работу над воспринятой информацией.

Навык активного понимания

Чем активное понимание отличается от пассивного? Активное понимание предполагает, что вы задействуете свой мозг АКТИВНО. Вы перерабатываете информацию, извлекая смыслы, стремитесь понять замысел, который автор вкладывал в своё произведение или человек – в свои слова.

Как выглядит и проявляется активное понимание?

Во-первых, вы выделяете ключевые слова, фразы, предложения или другие носители смысла. Например, на картине это могут быть различные ключевые объекты или их элементы (лицо человека).

Во-вторых, вы активно обрабатываете информацию, стараясь уловить смыслы различных уровней и их взаимосвязи. В конечном итоге, ваше устремление направлено на понимание замысла произведения целиком.

В-третьих, вы фиксируете те смыслы, которые удалось уловить. В виде текстовых, звуковых заметок, в виде рисунков или мыслекарт. Причём, смыслы вы фиксируете, осмысливая, своими словами. И – делаете заметки о взаимосвязях между различными смыслами, о связях смыслов этого произведения со смыслами других работ или ситуаций. Фиксируете, где можно применить то или иное знание.

В-четвёртых, вы… ставите вопросы. Критические. На понимание, на дополнительную информацию. На переосмысление. Вопросы к тексту. Вопросы к автору. Вопросы к смыслам, которые автор пытается донести. Вопросы к тому, как автор использует инструментарий языка (или – живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, фотографии). Например, встречаются ли ситуации, когда одни и те же ключевые слова несут разные смыслы? И если да, то почему автор поступает ТАК? От небрежности, невнимательности? Или, наоборот, в само это действие автор вложил какой-то особенный смысл?

В-пятых, активно работая со смыслами, вы стремитесь учесть контекст. Контекст самого смысла. Контекст ЗАМЫСЛА. Контекст, в условиях которого создавалось произведение (или – в условиях которого произносятся слова, если говорить о беседе). Наконец, учитываете контекст автора, собеседника. И часть заметок вы посвящаете осмыслению контекстов, их роли в том, что произведение оказалось именно таким, их влияния на смыслы. В случае с беседой, вы учитываете, что ваш собеседник находится в некотором контексте и опирается на него. Вы активно стремитесь понять этот контекст, понять, что и каким образом влияет на те смыслы, которые старается донести до вас собеседник.

Как сформировать навык?

Шаг первый. Прочитать книгу Мортимера Адлера «Как читать книги. Пособие по чтению великих произведений». В оригинале. Шутка. Говоря «прочитать», я имею в виду: прочитать активно, вдумчиво, извлекая из этой работы все смыслы, которые вам удастся обнаружить. Поверьте, вы найдёте в ней много, очень много интересных смыслов, лежащих рядом с вопросом чтения. Вы обнаружите удивительнейшие взаимосвязи, которых ранее, вероятно, даже не предполагали (я лично – не предполагал).

Кстати, сразу оговорюсь: эта статья ни в коей мере не является исчерпывающим изложением книги Адлера. Более того, я сознательно сфокусировался на определённой концепции – концепции активного понимания всего. В то время, как Мортимер Адлер говорит только о чтении – о понимании книг.

Шаг второй. Ежедневно практиковать активное понимание. Раз за разом. День за днём. Разговор за разговором. Ситуация за ситуацией.

Шаг третий. После изучения Адлера и освоения предлагаемых им приёмов, вы сможете сделать шаг вперёд, изучая и осваивая дополнительные знания об активном понимании.

Дополнительным, вспомогательным и крайне полезным инструментом в этом деле вам станет ваш собственный дневник. В электронном виде. По мере развития навыка активного понимания, вы будете расти над собой. И это будет очень наглядно видно по записям в дневнике. По их глубине, по их качеству. По тому, как будут меняться эти показатели в ваших «заметках для себя и про себя».

Резюме

Каждый человек может использовать возможности своего разума на порядок эффективнее. Когда начинаешь применять активное понимание к собственной жизни, её качество начинает неотвратимо меняться. Ты начинаешь замечать больше. Слышать больше. Видеть больше. Ты начинаешь понимать глубже. А потом – ещё глубже. А потом – начинаешь понимать замысел автора, художника, композитора, скульптора, архитектора. Начинаешь гораздо лучше понимать человеков, собеседников, мотивы их поступков. Адлер выписывает читателю отличный моральный пинок, отправляя за смыслами.

С каждым эпизодом активного понимания ты немного меняешься. Незаметно. Микроскопически. Но через десяток эпизодов ты, вдруг, замечаешь что-то такое, что не замечал раньше. Ещё через 2 десятка ты улавливаешь смысл, который проходил мимо тебя ранее. Ещё 2 десятка – и ты замечаешь взаимосвязи, которые полностью объясняют некоторую ситуацию и её развитие. В какой-то момент перед тобой распахивается невидимая дверь. Дверь в мир смыслов, в мир понимания. Дверь в Жизнь. Навык активного понимания – тот единственный и удивительный Ключ, который открывает эту дверь. И позволяет использовать свой мозг хотя бы на 50 %.