Модель развития личности и активное понимание


Проводя игры «Крысиные бега 1», я ставил и ставлю своей задачей помочь человеку нащупать путь к своей Мечте. А это значит прочувствовать и понять, что в самом себе нужно развить, что преодолеть, чему научиться и с чем справиться.

Решая эту задачу, я постоянно открывал для себя всё новые и новые понимания. Обнаруживал сферы, в которых человеку необходимо расти над собой. Или, с другой точки зрения, обнаруживал, где притаился очередной барьер между человеком и его Мечтой. Постепенно знания о таких «барьерах — зонах роста» (и точках приложения усилий для работы над собой) накапливались.

Как рождалась модель развития личности

Постепенно стало понятно, что наличие Мечты — действительно сверхважно. Что мечта должна не просто быть, но должна быть в Фокусе (и, значит, понадобится навык постоянной самофокусировки). Что для достижения Мечты критичны внутренние состояния и управление ими. Что для достижения Мечты критичны отношения с другими людьми (в одиночку, знаете ли, Мечты не воплощают в реальность, хотя почему-то принято считать иначе).

В какой-то момент стало понятно, что важна постоянная работа над собой. Потому что барьеров много, все они вполне преодолимы, но чтобы их таки одолеть, нужно работать над собой. Упорно работать. Стало понятно, что «лежать к своей Мечте» – тоже не самый эффективный способ её достижения. А, значит, важно совершать шаги в её направлении. То есть — делать. И навык делания, во-первых, также важен, как навык работы над собой. А, во-вторых, также является рамочным процессом.

Кроме того, отдельные штрихи-навыки в самой модели оказались достаточно важными, чтобы говорить о них не только как о, собственно, навыках, но, ещё и как о микро-рамках. В результате родилась вот такая схема, пока ещё угловатая, не очень красивая, но, по крайней мере, наглядная:

Модель организации собственной ЖИЗНИ

Модель организации собственной ЖИЗНИ

И, что ещё важно для любой схемы, она даёт понимание того, с чем (в самом себе) предстоит работать. Главный фокус — не испугаться масштаба работы над собой (хотя тут я как бы шучу, но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки). «Крысиные бега 1» на удивление точно показывают каким элементам схемы необходимо уделить здесь и сейчас первоочередное внимание.

Недостающее звено

Тем не менее, когда «картина» вроде бы сложилось. Что-то продолжало меня «мулять», как говорят в Одессе. Вот, вроде бы, целостная картина. Вот понимание того, над чем в себе нужно работать. Почему же, раз за разом, на играх всплывают одни и те же уроки? Почему участники растут над собой, но медленнее, чем могли бы, чем сами же хотят? Почему я сам расту над собой медленнее, почему усваиваю уроки так тяжело, с такими усилиями?

В процессе поиска ответа на этот вопрос я открыл для себя Мортимера Адлера и его книгу «Как читать книги» (электронную версию для ознакомления можно взять тут). Знакомство с этим произведением шокировало меня. Сначала я понял, что я сам (как и 99 % людей) не умею читать книги, хотя читаю МНОГО. Затем, начав активно работать со смыслами книги, я осознал, что я сам (как и 99 % людей), воспринимаю информацию любого рода и из любого источника условно-пассивно. То есть уровень активности моего понимания обычно не превышает 5 %. По крайней мере, так было на момент написания статьи, работа над собой позволила мне качественно изменить ситуацию.

Затем пришла очередь Ивана Маслюкова и его одностраничного сайта http://getsmarter.ru/. Работа Ивана, накладываясь на смыслы Адлера, помогла мне сформулировать понимание. Информация должна трансформироваться в знания, знания — в первичный опыт, на базе первичного опыта и последующей практики дОлжно сформировать навык и развить его до уровня Мастерства. В особенности мне помогли предпоследний раздел и раздел «Компоненты эффективности» на сайте Ивана.

Всё вместе взятое, это помогло мне понять: я могу значительно поднять темпы и качество усвоения тех уроков, которые Вселенная показывает мне через игры. Более того, любой человек — МОЖЕТ. Ключ — повышение активности собственного понимания. Чем выше активность понимания человека, тем лучше он усваивает уроки. И тем быстрее будет расти над собой.

Про разницу между активным и пассивным пониманием можно почитать в статье «Активное понимание и связь с действием». И, заодно, там же можно лучше понять, как отличаются различные уровни активности понимания человека. //Спасибо Владу Насаду, что обратил внимание на нехватку этого важного элемента в статье.

Начав развивать этот навык в себе, во-первых, я прилично поразился тому, насколько легко его развивать через практику. Во-вторых, я поразился тому, как быстро растут ресурсы мозга, его способность к качественной и активной обработке информации. В том же Facebook я уже упоминал собственные результаты прошлой недели, когда за 4 дня прочитал более 1000 страниц, включая 4 книги и множество статей. И прекрасно всё это переварил, запомнил ощутимо больше, чем когда-либо ранее. И смог применить «полученное» на практике.

Итогом размышлений стало простое понимание: чтобы эффективность и плодотворность работы над собой значительно возросла, необходимо развивать в себе активное понимание. Или, если быть терминологически точным, необходимо повысить уровень активности собственного понимания.

Активность понимания - ключ к личному развитию

Активность понимания — ключ к личному развитию

В том числе, это значит довольно простую вещь: чтобы люди, приходящие ко мне поиграть в «Крысиные бега 1» извлекали максимальную пользу, крайне желательно поднять активность их собственного понимания.

Подчеркну, что поднять активность своего понимания может только сам человек, причём единственным устойчивым способом сделать это является интенсивное применение активного понимания в различных ситуациях. Я могу лишь помочь в этом процессе, направить, предложить инструменты. И – помочь систематизировать эту работу.

Резюме

Сейчас у меня сложилось чёткое ощущение, что любой человек может значительно вырасти над собой. И рост этот может быть экспоненциальным. Но для этого крайне необходимо Активное понимание. В том числе и потому, что другого способа постоянно находиться в мощном информационном потоке, и легко, играючи, с удовольствием справляться с ним, использовать его с пользой для себя, просто нет. Активное понимание несёт также много других бонусов:

  • ты начинаешь лучше, быстрее, глубже понимать людей;
  • общение начинает доставлять ощутимо больше удовольствия;
  • ты начинаешь понимать и принимать уровень другого человека и его темп восприятия информации;
  • ты начинаешь получать гораздо более глубокое удовольствие от жизни;
  • действовать становится легче, делание становится более плодотворным и занимает меньше времени;
  • ты легко начинаешь осваивать те практики, к которым раньше даже боялся подступиться;
  • перестаёшь переживать и начинаешь делать;
  • ты начинаешь улавливать взаимосвязи, о которых раньше даже не подозревал;
  • начинаешь глубже понимать последствия своих поступков и поступков других людей, начинаешь видеть причинно-следственные связи на несколько уровней глубже (и чем больше растёт навык, тем большим будет «горизонт видения»);
  • ты гораздо легче начинаешь управлять своими состояниями;
  • принимая решение, ты гораздо быстрее переходишь к его реализации.

И этот список можно продолжать практически до бесконечности. Я для себя даже поставил бы знак равенства между ростом активности понимания, ростом самореализованности и ростом качества собственной жизни.