Краткий экскурс в игру «Крысиные бега 1»


Настольная игра «Крысиные бега 1» была создана на базе игры CashFlow, разработанной Робертом Киосаки. И, по большому счёту, является адаптацией к украинской реальности. Самим Киосаки игра создавалась в качестве инструмента воспитания финансовой грамотности у взрослых людей. Однако, со временем оказалось, что игра (и её украинская адаптация) обладает значительно более широким потенциалом.

Крысиные бега 1

Крысиные бега 1

Важно понимать, что игра является, с одной стороны, тренажером, позволяющим отрабатывать определённые навыки. А, с другой стороны, игра является зеркалом-моделью, и в этой роли позволяет участникам оценить, как они действуют и куда они «придут» через 30 лет своей жизни, если и дальше будут действовать так, как сейчас.

Роль ведущего

Роль ведущего важна и критична по нескольким причинам.

  1. Ведущий задаёт рамки игрового пространства и формирует его с помощью участников.
  2. Ведущий удерживает рамку рефлексии и помогает игрокам осознать, во-первых, что они делают и, во-вторых, как связан их итоговый результат в игре с тем, как они действовали. По сути, ведущий должен помочь игрокам связать события в игре с их поступками, состояниями и мыслями.

«Зоны» роста для участников

Если ведущий выполняет свою роль, игроки получают возможность совершенствоваться в следующих плоскостях:

1) Блок финансовой грамотности. Игра, при правильной работе ведущего, приучает человека определённым образом обращаться с деньгами. Контролировать их движение. Контролировать ключевые аспекты своей жизни. Точно знать, сколько денег есть на руках в каждую минуту времени. В жизни такой контроль позволяет анализировать собственные расходы и доходы, упорядочить и оптимизировать движение денег. Кроме того, перенос этого навыка на начальную стадию запуска бизнеса также скажется на его развитии сугубо положительно.

2) Блок навыков взаимодействия с людьми. Игра помогает оценить, увидеть и прочувствовать, как человек коммуницирует с другими, как он строит общение в различных ситуациях, что с ним происходит. Многие люди делают в игре неожиданные и, часто, весьма неприятные открытия о собственном стиле общения. Игра помогает оценить, увидеть и прочувствовать, как человек строит отношения и строит ли он их вообще. И помогает чётко увидеть, к чему, в конечном итоге, приведёт человека такое обращение с другими людьми. Игра может показать, как человек берёт на себя ответственность во взаимодействии с другими людьми, как он управляет другими людьми. Начиная с определённого этапа, игра демонстрирует, насколько участники способны спонтанно сформировать рабочую команду под решение конкретной задачи. И помогает выработать этот навык. Иногда он даётся участникам уже в первой игре, иногда на его выработку требуется несколько игр. И это тоже про взаимодействие с другими людьми.

3) Блок работы с мечтами/целями. Каждый игрок приходит со своими мечтами, со своими жизненными целями. Игра позволяет проверить: сумеет ли он воплотить свои мечты в реальность? С учётом того, как человек действует, как он себя ведёт, как строит или не строит отношения, как обращается с возможностями и находит решение стоящих перед ним задач. Иногда игроки в конце игры осознают, что заявили на «игровую жизнь» в качестве мечты то, что ею совсем не является. Чаще игроки осознают, что их способ жить, их способы общения, делания и построения отношений требуют значительного совершенствования. Впрочем, у каждого игрока свои уроки в каждой игре. И – свой темп усвоения этих уроков, быстрее которого он просто не сможет двигаться.

4) Блок благотворительности. При правильной работе ведущего, игра позволяет в полной мере прочувствовать влияние благотворительности на жизнь человека. Причём – правильной благотворительности, добровольной благотворительности, которая совершается с чистым сердцем, без ожидания «отдачи» от Вселенной.

5) Блок осознанности и делания в состоянии осознанности. Игра помогает осознать, сколь много времени нашей жизни мы тратим впустую, если живём в неосознанном состоянии. Игра наглядно показывает, как мы упускаем возможности только из-за того, что не включены в жизнь, в «Здесь и Сейчас». Игра, также, помогает вжиться в это состояние и позволяет, затем, отрефлексировать его. Что позволяет перенести модель состояния в свою жизнь. Более того, игра располагает к фиксации модели «осознанного делания». И это важно, потому что в жизни нужно не просто «Быть Осознанным», но ещё и действовать в этом состоянии.

6) Блок состояний и их коррекции. Игра наглядно показывает, как наши состояния влияют на происходящее с нами в жизни. Не собранное, обиженное, огорчённое, да и практически любое другое негативное состояние приводит к тому, что человек самым магическим образом начинает тратить деньги «на ветер». И пока человек, усилием воли, не изменит своё состояние на позитивное, с ним будут происходить нелепые и совершенно не случайные «случайности». Более того, человек в положительном настроении, в светлом и радостном состоянии, будет гораздо чаще получать возможности и необходимые события, увеличивая своё благо-состояние.

7) Блок работы с возможностями. Каждому из нас Вселенная постоянно посылает какие-то возможности. И напрямую. И через наших друзей, знакомых, близких людей. 90 % возможностей, как правило, мы просто не замечаем. Проходим мимо, потому что не осознали «это – ВОЗМОЖНОСТЬ!». Не используем, потому что боимся «а вдруг что-то пойдёт не так», потому что хотим знать наверняка. Возможностей от этого меньше не становится. Просто пока мы накопим первичные знания и опыт, «оп» — и уже 40-45-50 лет. И «голубая мечта» наша всё ещё невероятно далека.

8) Блок креативности и нахождения решений out-the-box. Начиная с некоторого уровня, игра побуждает искать и находить неочевидные решения. Иногда этот уровень достигается игроками уже в первой игре, чаще – во второй, третьей, четвёртой. Но зато когда уровень достигнут, человек начинает искать и в какой-то момент – находить неожиданные, изящные решения. Решения, которые позволяю выйти за рамки.

9) Блок командной работы. Игра имеет тенденцию сплачивать людей. По целому ряду причин. И разными способами. Сплочение всегда идёт через построение отношений и без построения отношений, в принципе, невозможно. Иногда конечным результатом первой игры для группы оказывается осознание того, что нужно было выстраивать команду, выстраивать отношения внутри неё. Особенно сильным это осознание оказывается тогда, когда люди начали успешно взаимодействовать в последние 30 минут игры, успели за счёт этого многого добиться, но до мечты всё ещё осталось далеко. Впрочем, результаты в каждом из блоков всегда уникальны для каждой группы игроков.

10) Блок контроля речи и мыслей. Игра наглядно демонстрирует каждому, как Вселенная реагирует на ограничивающие фразы вида «у меня нет денег», «мы не можем», «у нас не получится».
Помните анекдот? Мужчина едет в автобусе и бубнит себе под нос «вот что за жизнь такая! Начальник – гад, коллеги идиоты, жена вообще распустилась, дети – остолопы». За его спиной стоит ангел с блокнотом и записывает «Начальник – гад. Коллеги – идиоты. Жена – распустилась. Дети – остолопы». Записав, ангел хмыкает, недоумённо пожимает плечами «третий год заказывает. Не знаю, зачем ему это нужно, но раз заказывает – будем выполнять».
В жизни мы часто не осознаём, что лишаем сами себя денег или возможностей с помощью ограничивающих фраз и даже мыслей. Каждому человеку вполне по силам заменить их позитивными фразами (даже когда нужно отказаться от некоей возможности). Игра очень наглядно помогает осознать, как работают ограничивающие убеждения. И – научиться обходиться без них.

11) Блок ответственности за всё. Игра исподволь приучает человека к ответственности за все, что происходит в его жизни. Причём, к ответственности, как способу действий и важному мотиватору в работе над собой. Каждый из нас может стать лучше и совершеннее. Каждый из нас может воплотить свою мечту в реальность. Это требует простого решения – взять ответственность за каждое событие в своей жизни на себя и работать над себя, увеличивая количество событий, приближающих к мечте.

12) Блок отношений со временем. Игра учит ценить время. Каждую секунду. При этом, побуждает помнить про отношения, поддерживать их и развивать. Многих людей игра заставляет переосмыслить собственное поведение, изменить свой «взнос» в информационное пространство «команды» или своего ближнего круга.

Схему «Эффективная модель организации собственной ЖИЗНИ» вы найдёте в презентации «Финансовая игра, как инструмент личного и командного развития. На примере игры «Крысиные бега 1»». Кроме того, дополнительные полезные материалы по вопросам личного развития с помощью финансовых игр вы найдёте в разделе «Об игре» и в блоге сайта.

Немного об игровом процессе

В игре участвует от 3 до 6 «игроков». «Игрок» может быть представлен 1 человеком. Может быть представлен 2 людьми, и тогда мы имеем дело с моделью семьи либо – бизнес-партнёров. Может быть представлен 3-4 людьми, и тогда мы имеем дело с моделью руководящей верхушки компании или – вновь с моделью бизнес-партнёров.

Есть игровое поле, которое состоит из круга «Крысиных бегов» (нижний круг) и круга «Богатых людей» (верхний круг). Именно на верхнем круге расположены «заветные мечты», одну из которых выбирает в начале игры каждый игрок. Конечная цель игры для каждого – достичь «заветной мечты». И победителем становится каждый, кто её достиг, другими словами, победителями могут стать и 2, и 3, и 5, и все 6 «игроков» . Все «игроки» начинают игру с нижнего круга – с «Крысиных бегов». И промежуточная задача каждого – суметь перейти с нижнего круга на верхний.

Бросая кубик, участники передвигают свои фишки. Попадая на поля возможностей, событий, расходов, получек, увольнения и рождения ребёнка, игроки моделируют свою судьбу, свою жизнь на ближайшие 30 лет. 1 час игры примерно соответствует 10 годам жизни, 1 минута игрового времени соответствует 2 месяцам жизни.

До начала игры ведущий знакомит участников с правилами и, если они не знакомы друг с другом – между собой. Игроки выбирают фишки и, вслепую, профессию (совсем как в жизни, правда?). И – начинается первый час игры. Затем следует круг обратной связи: ведущий просит каждого игрока рассказать о том, что он для себя понял, какие «уроки» получил, что осознал о себе, своих действиях и взаимодействии с другими людьми. После ответа, ведущий может задать участнику несколько вопросов, требующих либо публичного ответа, либо – ответа самому себе. Кроме того, ведущий может обратить внимание игрока на тот или иной момент, нюанс в его действиях. Важно помнить, что каждый из нас полностью несёт ответственность за свою жизнь и события, которые в ней происходят. Про это важно помнить как в игре, так и в реальной жизни. Затем следует перерыв в 10-15 минут, второй час игры, второй круг обратной связи, перерыв и третий, последний час игры. Затем – финальная обратная связь, которой и завершается игра. Поэтому, хотя сама игра занимает 3 часа чистого игрового времени, в целом она длится 6-7 часов.

Максимизируем «отдачу» после игры

Для игроков очень полезно в тот же вечер после игры, либо на следующий день, сесть за стол и записать все уроки, открытия, инсайты, которые были получены во время игры. А затем дописать благодарность каждому участнику с упоминанием того, за какие уроки, понимания и осознания вы благодарите тех, с кем играли за одним столом. Это несложное упражнение позволяет, во-первых, закрепить полученные уроки и открытия. Во-вторых, позволяет переоценить уроки и осознать, какие можно легко, прямо здесь и сейчас применить к себе, чтобы сделать свою жизнь и окружающее пространство лучше, радостнее, светлее. В-третьих, это упражнение позволяет очистить сознание за счёт переноса «знаний об уроках» на бумагу. В-четвёртых, такой список позволяет создать «план действий» по развитию в себе тех или иных навыков, умений, полезных привычек.

Вместо резюме (и снова – о главном)

Напоследок осталось сказать одну важную вещь. «Крысиные бега» – это игра, а не золотая рыбка и не волшебная таблетка. Игра даст вам попробовать себя в разных ролях. Игра позволит вам посмотреть со стороны на свою собственную жизнь, на свои поступки и на их последствия. Как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Игра позволяет попробовать различные модели поведения, стратегии игры, различные подходы к построению партнёрских отношений. Она никогда и ничего не сделает ЗА ВАС. Но она даст вам богатейшую пищу для размышлений и для работы над собой. Ключевое здесь то, что РАБОТУ НАД СОБОЙ сможете выполнить только вы сами. А уже затем сможете применить результаты работы к реальной жизни. Желаю вам, чтобы эта работа была плодотворной.

Дмитрий Малюта,
Ведущий игр
«Крысиные бега 1», психолог
Разработчик сайтов
на WordPress
Активист
ряда социальных проектов

P.S.: О формате и стоимости участия можно прочитать здесь. Расписание открытых игр можно найти здесь.

Добавить комментарий