Кому, почему и зачем полезно развивать активность понимания?


Почти каждый человек готов сказать, что хочет жить «лучше». Это «лучше» включает в себя много разных параметров и для каждого человека они свои. Для кого-то «лучше» означает больше денег. Для кого-то – больше признания. Для кого-то – больше интеллектуальных удовольствий, а для кого-то – больше простых «жизненных радостей». Для кого-то «лучше» включает «спокойнее», для кого-то – «здоровее», для кого-то – «больше новых впечатлений», а для кого-то – «больше общения с хорошими людьми».

Знания о том, как достичь любого из этих «лучше», не являются ни секретом, ни тайной. Они лежат на поверхности – в сотнях и тысячах вполне доступных книг и фильмов. Их нужно только взять, усвоить, начать последовательно применять на практике. И вот здесь мы сталкиваемся с главной проблемой нашего общества. Подавляющее большинство украинцев имеет низкую активность понимания. В результате – книги прочитываются, тренинги проходятся, но действия не совершаются. И «лучше», соответственно, никак не настаёт.

Эту ситуацию каждый может изменить сам для себя. Это просто. Нужно развить в себе активность понимания. Нужно научиться читать книги активно – для понимания. Научиться смотреть фильмы для понимания. Научиться смотреть на собственную жизнь внимательно и стремясь понять.

Почему полезно развивать в себе навык активного понимания?

Рис. 1. Связь уровня активности понимания с движением к Мастерству

Рис. 1. Связь уровня активности понимания с движением к Мастерству

Я уже писал в статье «Активное понимание и связь с действием» о том, что активность понимания влияет на скорость и качество преобразования фактов в знания.

  • Чем выше активность понимания, тем быстрее человек превращает разрозненные факты в знания. Кому-то, чтобы «сложить 2+2» и сделать правильный вывод, понадобятся годы. А кто-то сделает этот вывод за мгновения. Кто-то будет наступать на грабли раз за разом и сделает правильный вывод только после 50го удара по лбу. А кто-то по самой форме граблей поймёт, что будет, если наступить на эту часть, торчащую вверх зубцами.
  • Чем выше активность понимания, тем быстрее человек накапливает критичный объём знаний для того, чтобы начать действовать. Кто-то прочитает книгу 2 раза, пройдёт 3 тренинга и всё равно будет мучать себя, сомневаться, не решаясь приступить к действию. А начав действовать, будет тянуть и снова мучать себя, делая 1 действие в час. Кто-то прочитает книгу 1 раз, но более активно, выпишет себе чёткий алгоритм действий с множеством заметок по каждому этапу. И начнёт действовать. Быстро, спокойно, уверенно. Сверяясь с заметками, фиксируя приобретаемый опыт, анализируя его и совершенствуя свой алгоритм.
  • Чем выше активность понимания, тем быстрее человек накапливает первичный опыт и формирует навык. Тем внимательнее он относится к «реакции» людей, материальных объектов, самой природы на свои действия. Тем быстрее он замечает и исправляет свои ошибки. Тем быстрее он оттачивает умение и формирует навык.
  • Чем выше активность понимания, тем быстрее человек оттачивает навык и доводит его до совершенства. То есть – достигает Мастерства. Есть люди, которым, чтобы достичь Мастерства, просто не хватит человеческой жизни. Есть люди, которые успевают за одну жизнь стать Мастерами в 3, 5 и даже 10 областях. Разница – в активности понимания и скорости совершенствования навыка.
Рис 2. Спираль «Практика-Факты-Знания-Практика»

Рис 2. Спираль «Практика-Факты-Знания-Практика»

Собственно, каждое практическое действие даёт нам некоторый набор фактов. Чем выше активность понимания человека, тем больше знаний он сможет сформировать на основании этих фактов. И тем лучше совершит то же самое действие в следующий раз.

Здесь есть ещё один интересный момент. Довольно широко известно утверждение о том, что путь к Мастерству занимает 10 000 часов. На самом деле, путь к Мастерству можно пройти быстрее, без потери качества. Чем выше активность понимания человека, тем меньше времени займёт этот путь. Почему? Потому что навык оттачивается быстрее.

Что меняется?

Что меняется для человека, развивающего собственную активность понимания? Уже через несколько месяцев ощутимо меняются к лучшему:

  • Скорость, глубина и качество понимания книг, статей, фильмов, музыки и других культурных объектов.
  • Скорость, глубина и качество понимания событий, происходящих вокруг.
  • Скорость, глубина и качество понимания других людей.
  • Скорость, глубина и качество понимания себя.
  • Глубина и качество понимания общей картины.
  • Способность «видеть» и учитывать больше, чем прежде.

Кому полезно развивать собственную активность понимания?

Развивать собственную активность понимания может каждый. Есть ли предел для совершенства и достижимы ли условные 100% активности понимания – этот вопрос остаётся открытым.

Редкие люди одновременно могут развивать активность понимания самостоятельно и уже делают это. Как правило, это люди, уже добившиеся в жизни значительного успеха, часто – в нескольких сферах. Они выстроили свою жизнь такой, какой хотели. Собственно, потому и успех пришёл – их активность понимания была достаточно высокой, чтобы быстро преобразовывать факты в знания и применять их на практике.

Немногим больше людей могут развивать собственную активность понимания, но не развивают просто потому, что ещё не знают про активность понимания. Когда узнаЮт – прекрасно будут работать над собой самостоятельно. Благо, им хватает и силы воли, и сфокусированности, собранности, и внутренней целостности, и понимания, что и как им нужно развивать.

Подавляющее большинство людей, даже зная про активность понимания и методы её развития, полностью самостоятельно работать над собой не будут. Кому-то не хватает внутренней целостности, веры в себя. Кому-то не хватает силы воли. Кому-то не хватает собранности. Факт остаётся фактом – подавляющее большинство людей не готовы работать над собой самостоятельно. Не готовы в довольно близком и вполне обозримом будущем.

Собственно, для этой категории людей и был создан курс «Технология активного понимания». Одна из ключевых характеристик курса – большой объём домашних заданий. Которые необходимо выполнять. Выполняя положенное количество заданий, на протяжении положенного времени, участники гарантированно получают результат. Или я верну деньги. Последнего, впрочем, я уверен, не произойдёт. Потому что человек, работавший над собой столько времени, получит ощутимый результат. И сможет его развить в дальнейшем – с моей помощью или уже без неё.

По сути, приходя на курс, каждый участник, своими деньгами, даёт обещание работать над собой. Обещание, данное самому себе, довольно легко забрать, каждый из нас делал это десятки раз. Обещание, данное другому человеку, забрать так легко уже не получится. Когда за проверку выполнения обещанного и поддержку на этом пути человек заплатил ощутимые деньги, он начинает работать над собой каждый день. И даётся эта «работа» гораздо легче. Резко снижается необходимость себя заставлять. Чтобы сделать очередной шаг, нужно минимальное усилие воли.

Резюме

Я работаю над развитием собственной активности понимания каждый день. И каждые несколько недель я замечаю в себе перемены. Я стал больше делать и стал спокойнее. Мне гораздо легче даётся выход в ресурсное состояние, работа в нём и самонаблюдение. Я стал «видеть» общую картину лучше, в ней появилось больше деталей и глубины. С каждым месяцем перемены становятся более явными, более отчётливыми.

Предела совершенству, думаю, нет. И каждый, буквально каждый человек может «улучшить себя» ещё на несколько ступенек. Активность понимания очень помогает на этом пути. Чем она выше, тем быстрее даётся каждый этап, каждый навык. Тем глубже понимание окружающих людей и происходящих событий. И тем быстрее даётся путь к Мастерству.