Каким должен быть Ведущий?


Умный к «гуре» не пойдёт,
Умный «гуру» обойдёт
Присказка команды «ВикиСитиНомики»

Этот текст – размышление о том, каким должен быть ведущий, что он должен в себе воспитать, чему он должен научить себя. «Должен», естественно, самому себе. «Крысиные бега 1» могут быть мощным инструментом развития тех людей, которые окружают нас. И, точно, эта игра является мощным инструментом для развития самого ведущего. Хотя стилистика изложения «задаёт» определённую точку зрения на ведение игр, на ведущего и его работу, в значительной степени этот текст создан для себя (как план-ориентир) и для обсуждения. Буду рад услышать точку зрения коллег и игроков.

Изначально ведущие игр класса CashFlow (к которым относятся и украинские «Крысиные бега 1», Wecanomy) выступали в роли эдаких финансовых гуру. В роли учителей финансовой грамотности. Новое, более глубокое понимание игры, потребовало трансформировать роль ведущего, причём – кардинально. Позиция «гуру» оказывается не эффективной в сравнении с тем, что может дать ведущий из другой позиции. Во-первых, не каждый готов принять ведущего в роли «гуры». Особенно это касается людей, добившихся какого-либо успеха в жизни. И, значит, при попытке играть эту роль, неизбежно возникнут конфликты. Во-вторых, роль «гуры» резко снижает включённость, качество принятия знаний игроками и качество дальнейшего использования этих знаний. Потому что, ну что люди делают со знанием от «гуры»? Они его «знают». Они им, может быть, делятся. Хвастаясь, что это знание от самого «Ого-го!». И они его, как правило, не применяют. Но тогда зачем это всё?

Ведущий, как проводник

Новое понимание игры и подхода к её ведению приводит к мысли: наиболее эффективной для ведущего является роль проводника. Роль человека, который проводит знания к участникам, причём, в первую очередь помогает им осознать. Осознать собственное поведение, стиль общения, подход к построению отношений. Осознать, как поведение в игре связано с теми результатами, которые получает человек – и в игре, и в жизни. И оценить, насколько заявленная «заветная мечта» является действительно заветной. Осознать, куда, на что человек тратит десятки месяцев собственной жизни. Понять, что, в своём поведении, стоит изменить, чтобы двигаться к своей мечте быстрее, чтобы получить возможность воплотить её в реальность. Над чем, в себе, стоит поработать, чтобы достичь заветной цели.

Задача ведущего, таким образом, в том, чтобы помочь игрокам понять, осознать, оценить, увидеть свою собственную жизнь и её результаты, при нынешнем подходе, в 30-летней перспективе.  Соответственно, ведущий предстаёт тем, кто держит «зеркало жизни» для участников. Он помогает игрокам в это зеркало посмотреть. Он помогает игрокам интерпретировать увиденное, помогает вообще научиться делать это – видеть происходящее в собственной жизни. Он помогает осознать, над чем стоит работать в первую очередь и, может быть, помогает участникам составить первичный план работы над собой.

Минимальные требования к ведущему

Чтобы обеспечить то, о чём я написал выше, ведущий должен кое-что самому себе. И то, что он должен, можно разделить на 3 блока:

Знания. Ведущий должен, безусловно, понимать финансовую грамотность и владеть ею. И, также, он должен владеть знаниями в сфере духовного развития человека. Он должен понимать неслучайность всего происходящего и – закономерность всех событий. В этом ему могут помочь «книги Крайона» Ли Кэролла, Нарушевич, Рэдфилд, Шарма, Синельников. Он должен понимать состояния и их влияние на события, происходящие с человеком. Он должен понимать, как влияет на жизнь человека образ его мыслей. Он должен знать, как, какими методами переключать свои состояния, какие простые упражнения можно использовать для этого.

Практика. Он должен практиковать. Т.е. выполнять духовные практики. Он должен уметь переключать состояния. Должен уметь останавливать мысли, внутренний диалог  (и очищать сознание таким образом). Должен уметь очищать мысли от того, что лишает энергии – от гнева, от злобы, от обиды, от раздражения. Должен работать над формированием своей реальности. Должен быть осознанным и позитивно настроенным, должен самому себе, напомню. Крайне желательно иметь опыт выполнения и даже регулярного применения тех упражнений, которые вы готовы порекомендовать участникам.

Навыки наблюдения и предоставления обратной связи. Развитие навыка наблюдения для ведущего – критично. Чем лучше он может безоценочно наблюдать, тем больше он увидит. И тем более качественно он сможет выстроить обратную связь. Навык предоставления обратной связи тоже стоит развивать. Важно научиться правильно, корректно показывать игрокам, почему в их игровой жизни происходят те или иные события. Возможно, вершиной мастерства является умение давать обратную связь через вопросы. Потому что в таком случае участник сам себе отвечает на них, получает более осознанное понимание и легче его принимает, легче переводит в действие. Важный элемент правильного предоставления обратной связи – помогать игроку самому понять что-либо о себе, вместо того, чтобы давать готовое решение. Хотя иногда без готовых решений бывает очень сложно обойтись.

Ведущий в игровом процессе

Ведущий в игровом процессе должен быть наполнен, прост и чист. Что это значит?

  • Наполненность внутренней энергией. Наполненность – вообще полезное состояние. Наполненность ведущего влияет на игровой процесс, на то, как разворачивается игра. Наполненность обеспечивает ведущего спокойствием, даёт лучший контроль игры и позволяет лучше понимать происходящее в «игровой жизни».
  • Простота объяснений. Ведущий, который может просто объяснить достаточно сложные и нетривиальные концепции, лучше управляет игрой. И даёт участникам гораздо больше за единицу времени.
  • Чистота сознания. Перед игрой своё сознание желательно проверить и прочистить от всего, что может раздражать. Чем чище сознание, тем более качественным будет и осознание. И, наоборот, ведущий, который о чём-то переживает, будет замечать меньше, давать менее качественную обратную связь. Соответственно, сможет «провести» через себя к игрокам меньше знаний, сможет инициировать меньше инсайтов и пониманий по сравнению с собой же в «чистом состоянии сознания».

Резюме

«Крысиные бега 1», в руках умелого ведущего, превращаются в мощный инструмент развития игроков. И это позволяет рекомендовать игру для решения ряда сложных, системных задач, требующих развития людей и сплочения команд. Роль ведущего ответственна и, бесспорно, велика. Ответственность роли, в свою очередь, ставит определённые требования к личности того, кто проводит игру. Отговаривать от проведения игр тех, кто в чём-то «не соответствует» было бы странно, потому что мы обладаем свободой воли и потому, что у игроков – свои уроки, некоторые из них могут быть тесно связаны с ведущим. Но то, что может каждый, кто хочет проводить игры – это работать над собой. Работать над своими знаниями, над своими навыками, над своей собственной личностью. И, пожалуй, ключевая цель этого текста – дать ориентир, дать подобие плана действий тем, кто хочет стать ведущим или хочет стать более «сильным» ведущим.

Хороших вам ведущих, ярких игр, богатых «озарений» и открытий в каждой игре, и – плодотворного применения полученных уроков в реальности!

P.S.: Напоминаю, что буду рад услышать точку зрения коллег и игроков в комментариях.

2 Responses to Каким должен быть Ведущий?

  1. Виктор:

    Здраствуйте!
    Я полностью согласен с вами насчет того, что ведущий должен владеть финансовой грамотностью. В то же время, абсолютно не понятно, зачем «духовные практики»? Буду признателен, если ответом вы аргументируете свою позицию.

    • Виктор, как показывает мой опыт, преподавание через игру базовой финансовой грамотности помогает 1-5 % людей. И не больше того. Почему так?

      Дело в том, что между человеком и его успехом лежат барьеры в его собственном сознании/подсознании. Как правило − десятки барьеров. У кого-то больше − 5-7 десятков, у кого-то − меньше − 1-3 десятка. Но они есть в любом случае и их много. И это чисто психологические барьеры. Психологические барьеры «проходятся» через осознание и проработку с помощью различных практик (которые я и обобщаю под названием «духовные практики», потому что по сути это самое точное название для общего массива «инструментов для самостоятельной работы над собой»).

      Игра помогает обнаружить какое-то количество своих внутренних барьеров. Если их фиксировать в процессе игры и во время самостоятельной послеигровой рефлексии, с ними можно дальше сознательно и целенаправленно поработать.

Добавить комментарий