Как развивать навык доверия другим людям?


Доверие – один из краеугольных камней цивилизации в 21 веке. Страны, культурам которых присущ более широкий радиус доверия – занимают более высокое положение в мире, чем те, в культуре которых радиус доверия ограничивается семьёй. В статье «Навык «Доверие»: как работает и что даёт?» мы рассмотрели виды Доверия – к другим людям, к Вселенной/Богу/Судьбе, к Себе. Мы познакомились ответственным и безответственным доверием. Наконец, мы разобрали, как проявляются и влияют на жизнь человека отсутствие доверия и его наличие – по каждому виду доверия. Естественный и логичный следующий вопрос: как развить в себе навык доверия? Что делать? Когда и как часто? Сегодня мы поговорим обо всём этом в применении к навыку доверия к другим людям.

Что нужно знать о навыке Доверия?

Первое. Доверие, как и, например, математика или психология, имеет много плоскостей. Даже в отдельно взятом виде. Например, человек может доверять себе в домашних задачах и в некоторых рабочих задачах и НЕ доверять себе же в других рабочих задачах и в праве на успешную, богатую и счастливую жизнь.

Второе. Доверие развивается по отдельности в каждой отдельной плоскости каждого отдельного вида. Высокий уровень доверия в одной плоскости не гарантирует высокого уровня в другой плоскости и, тем более, в другом виде доверия.

Третье. Развитие навыка доверия в одной плоскости косвенно влияет на повышение уровня доверия в других плоскостях. И значительно сокращает время развития навыка в сопредельных плоскостях. Но, увы, не до нуля.

Четвёртое. Осознанное и активное развитие навыка Доверия позволяет добиваться намного лучших результатов за более короткое время. С осознанностью понятно. Активное развитие навыка предполагает регулярный анализ своих действий, полученных результатов, изменение алгоритма действий или конкретного действия, чтобы усовершенствовать процесс. Чем активнее вы анализируете (извлекаете уроки) и чем активнее вы стремитесь улучшить своё доверие (меняете модель на более эффективную), тем быстрее и качественнее развивается навык.

Пятое. Чтобы поднять большой вес, нужно тренироваться. Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно тренироваться. Чтобы научиться делать какое-то дело – нужно тренироваться. Чтобы научиться доверять – тоже нужно тренироваться. Чем упорнее будут тренировки, тем быстрее вы добьётесь результатов – научитесь доверять в конкретной плоскости.

Развиваем доверие к другим людям

Прежде, чем перейти к методам, я напомню, что доверие к другим людям бывает ответственным и безответственным. Ответственное доверие предполагает минимально-необходимый контроль за действиями другого человека, в мягкой форме, на основе добровольного решения другого человека предоставлять информацию для такого контроля. Особенно критично ответственное доверие в бизнесе, в работе – в тех сферах, где безответственное доверие часто порождает непорядочность со стороны того, кому доверяют.

Ну а теперь – шаги, методы и упражнения.

  1. Создайте список плоскостей, в которых вы хотели бы научиться доверять другим людям. Выпишите его на бумагу или зафиксируйте в текстовом документе. Само по себе осознание собственного недоверия в той или иной плоскости уже полезно. Потому что когда мы его осознаём, у нас появляется возможность признать его. И выбрать другой путь, путь доверия.
  2. Пронаблюдайте своё недоверие в каждой из плоскостей, выписанных в предыдущем упражнении. Пронаблюдайте, «откуда растут ноги» у недоверия в каждой конкретной плоскости. Зафиксируйте на бумаге или в текстовом документе ответы на вопросы: откуда взялось моё недоверие? Почему, по какой причине, я не доверяю этому человеку в данной ситуации? Кто, когда и как подводил меня в подобных ситуациях ранее, из каких ситуаций выросло это моё недоверие? Зачем оно нужно, в чём его практическая ценность? Что я ещё могу сказать об этом недоверии? Сделайте это для каждой плоскости отдельно. Зафиксируйте на бумаге или в текстовом документе.
  3. Поблагодарите своё недоверие за заботу о вас, за то, что оно намеревается защитить вас. От чего оно намеревается вас защитить, вы увидите в ответе на вопрос «Зачем оно нужно, в чём его практическая ценность?». Поблагодарите его так, будто оно стоит перед вами в виде некоей фигуры. Сообщите ему, что сделали выводы из предыдущих ситуаций. Пообещайте, что вы будете доверять другим людям осознанно и ответственно. Попросите его помочь вам составить список «контрольных точек» для ответственного доверия. А затем составьте этот список для той плоскости, за которую отвечает это конкретное недоверие. На бумаге или в электронном виде.
  4. Пересмотрите ситуации прошлого, вызвавшие недоверие к другим людям в каждой конкретной плоскости. Вспомните эти ситуации. Представьте, как вы проходили бы эти ситуации теперь, осознанно, применяя ответственное доверие. Представьте каждого конкретного человека, который вас «подводил», и поблагодарите его за урок, за то, что он безупречно выполнил свою часть «контракта», на проведение этого урока для вас (про контракты и уроки очень хорошо повествует книга Ли Кэрролла «Путешествие домой. Майкл Томас и 7 ангелов»).
  5. Доверяй адекватно

    Доверяй адекватно

    Развивайте адекватность своего доверия. Если вы «доверили» человеку задачу, но не объяснили, что конкретно вы хотите получить «на выходе» в результате его работы, вы рискуете попасть в ситуацию, когда человек выполнит задачу ровно так, как её понял. Проговорите с человеком, что вы от него хотите, проговорите критерии, которые помогут ему понять, что он правильно выполнил поставленную задачу. Согласитесь, «сделай, пожалуйста, салат» и «сделай, пожалуйста, греческий салат» − это две кардинально разных постановки задачи. И результат, в ряде ситуаций, тоже будет совершенно разный.

  6. Совершайте небольшие акты доверия. В тех плоскостях, в которых вы хотите развить навык доверия, совершайте небольшие акты доверия, проявляйте его к людям.
  7. Откажитесь от требования идеального исполнения. Часто идеальное выполнение задачи занимает в 3-4-5 раз больше времени, чем просто выполнение. Расскажите об этом человеку. Примите, что он сделает дело «немного по-своему». В любом деле есть критичные параметры и некритичные. Обсудите с человеком список параметров, определитесь, какие являются критичными, а какие – нет. По критичным дайте чёткие критерии. По некритичным параметрам объясните, что вы, например, делаете это таким образом (например, оформляете текст «для внутреннего пользования» таким образом), но оставляете форматирование на его усмотрение. Огромное количество конфликтов между людьми происходит из-за завышенных требований, из-за требования идеального исполнения.
  8. Договаривайтесь о точках контроля. Обсудите с человеком его зону ответственности. Объясните, какая информация, о его работе или действиях, является важной для вас, объясните – почему она важна для вас (например, позволяет вам приступить к решению той или иной задачи). Договоритесь и зафиксируйте, когда и как, после наступления каких событий этот человек будет передавать вам информацию. Договоритесь, какую именно информацию он будет вам передавать. Постарайтесь, чтобы человеку пришлось передавать только самую важную информацию и как можно более лаконично. Это, с одной стороны, сбережёт ваше время на её изучение. А, с другой стороны, сбережёт его время на подготовку.

Подводя черту

Естественно, это не исчерпывающий перечень. Методов и конкретных упражнений на воспитание в себе доверия к другим людям – множество. Если вы увидите метод, который вам подойдёт для конкретной ситуации – используйте его. Если у вас уже есть такие методы – поделитесь в комментариях. Возможно, ваш опыт пригодится другим людям. Достойные внимания методы я с удовольствием добавлю в текст, со ссылкой на вас.

P.S.: В следующих материалах я расскажу о развитии навыка доверия к Вселенной/Богу/Судьбе и – к самому себе. Каждая из этих тем − достаточно объёмная. Так что каждому направлению будет посвящен отдельный текст.