Феномен еврейского народа


От автора: публикуя этот текст, я не претендую на истину в конечной инстанции. Тем не менее, выводы, к которым я пришёл, с моей точки зрения, заслуживают самого пристального внимания. Хотя бы потому, что опыт еврейского народа на протяжении многих тысячелетий наглядно подтверждает мои выводы. А это — дополнительный повод не только задуматься, но и взять работающую технологию на вооружение, применить её к своей собственной жизни. Потому что учиться никогда не поздно.

Пожалуй, любой здравомыслящий человек согласится с простым фактом: среди представителей еврейского народа очень высок процент талантливых и успешно реализовавших себя людей. Процент евреев в кругах творческой, научной и деловой элиты значительно выше, чем процент представителей любого другого народа.

И этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что в культурный код еврейского народа была вшита технология развития активности понимания. Чем выше уровень активности понимания человека, тем он успешнее учится и тем успешнее он живёт. Еврейский народ – единственный, в чьём культурном коде есть эта технология.

Собственно, развить активность понимания, как и любой другой навык, можно только одним способом – практикуя активное понимание. Выполняя те действия, которые входят в навык, упорно и терпеливо. Каким образом развитие этого навыка было «вшито» в культурный код еврейского народа?

Изучение Торы

Тора — еврейское Священное писание (на основе которого, кстати, был создан Ветхий Завет христианства).

1. Изучение Торы является одной из основ иудаизма. Первостепенная важность изучения Торы многократно подчёркивалась авторитетами иудаизма (см. «Википедию»), например:

  • «Изучение Торы равноценно использованию всех остальных заповедей, вместе взятых» (раввин Шнеур Залман из Ляды).
  • «Даже под страхом смерти мы не можем прекратить изучать Тору» (Рабби Акива).

2. Изучение включает в себя две повелевающие заповедиизучать Тору самому и почитать обучающих ей и знающих её. То есть – развивать собственное понимание. И почитать тех, кто занимается обучением и владеет высоким уровнем понимания.

3. Заповедь изучения Торы касается каждого еврея, независимо от общественного и материального положения. Каждому рекомендуется установить постоянное время после молитвы для самостоятельного изучения Торы. При совершенной невозможности самостоятельного изучения, следует максимально поддерживать тех, кто учится (в таком случае заповедь будет считаться исполненной).

Эти 3 пункта, сами по себе, говорят лишь о необходимости учиться и трепетно относиться к знанию. Однако где же тут о развитии активности понимания?

Развитие активности понимания в культуре еврейского народа

1. Еврейские комментаторы выделяют несколько слоёв (= способов прочтения) Торы:

  • Пшат — буквальное толкование смысла библейского или талмудического текста.
  • Ремез — «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам».
  • Драш — толкование библейского или талмудического текста посредством совмещения логических и софистических построений.
  • Сод — каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы.

Обратите внимание, что каждый из методов содержит некоторые активные действия, которые необходимо совершать с текстом Торы. Это буквальное толкование, извлечение смыслов с помощью намёков, соотнесение фрагментов по аналогичным местам и толкование посредством совмещения логических и софистических построений. Собственно, все эти способы прочтения и являются методом изучения Торы.

2. Проект «Хасидус по-русски», в статье «Законы изучения Торы», пункт 1.13 говорит буквально следующее:

Время, предназначенное для изучения Торы, нужно разделить на три части: треть — на изучение Письменной Торы, треть на Устную Тору, и треть — на развитие навыка выведения законов из известных посылок, уподобления одного другому, принятия решений на основании правил изучения Торы — пока не поймет, на чем основаны те или иные постановления, касающиеся разрешения или запрещения определенных вещей, которые он получил по традиции; все это называется «талмуд» (учение).

Уже даже этих двух пунктов достаточно, чтобы сделать простой вывод: изучение Торы представляло и представляет собой активный процесс, включающий в себя анализ и интерпретацию текстов различными способами. Собственно, регулярное, ежедневное повторение всех этих действий и позволяет развивать активность понимания. Обратите внимание: важной частью процесса является чёткое понимание того, как применять полученные знания на практике.

Важно также отметить, что изучение Торы представляло и представляет собой процесс, включающий определённую последовательность шагов, действий, этапов. Другими словами, изучение происходило и происходит по некоторой системе. И эту систему, этот подход усваивал каждый, кто проходил обучение.

Цель системы изучения Торы

Вся система изучения Торы изначально решала две очень важных практических задачи: добиться максимально возможного знания и применения законов. Эти задачи успешно решались с помощью традиции толкования и  комментирования, которая в бесписьменном виде существовала с самого начала (почти 3,5 тысячи лет).

Талмуд возник как реакция на сложные условия жизни: уже нельзя было рассчитывать только на устную передачу, пришлось передаваемые знания и навыки записать в виде книги. Поэтому Талмуд и околоталмудические писания и называются «Устная Тора» (в отличие от Письменной Торы), хотя они записаны и изданы – это отражает тот факт, что первоначально традиция передавалась устно. Таким образом, цепочка беспрерывной передачи знания от учителя к ученику существует уже 3,5 тысячи лет.

Раввинистический иудаизм, т.е. обновление традиции, возникшее после разрушения Храма, был вызван к жизни необходимостью обеспечить сохранение народа в условиях отсутствия государства и рассеяния людей на огромных пространствах в среде разных культур и языков. До этого подобное раньше не удавалось никому: любой народ, государство которого пало, элиты в основном уничтожены, а остальные рассеяны, – быстро исчезал, растворялся. Без специально придуманной и осознаваемой технологии было не обойтись, и она возникла.

(с)

Развитие активности понимания, вероятно, стало дополнительным приятным бонусом. Который, впрочем, дал прекрасный результат: процент представителей еврейского народа в научных, творческих  и деловых элитах – впечатляет.

Обратите внимание: технологию развития активности понимания никто не прятал. Она все эти тысячелетия лежала на поверхности, пусть и «зашитая» в более глобальную технологию глубокого изучения Торы.

Развитие активного понимания в наши дни

Методы активного чтения, описанные Мортимером Адлером (в книге «Как читать книги»), легли в основу курса «Технология активного понимания». Они очень подобны методам изучения Торы. Они включают в себя ряд методов глубокого изучения книг, интерпретацию, установление связи знания с личным опытом, комментирование и применение на практике. Поэтому уместно будет сказать, что в практике курса «Технология активного понимания» мы опираемся на древнюю мудрость, эффективность которой проверена тысячелетиями.

Резюме

За примерно 3,5 тысячи лет технология развития активности понимания оказала глубокое влияние на культуру и саму жизнь еврейского народа. Огромное количество талантливых учёных, бизнесменов, людей творчества – самое наглядное подтверждение этой мысли. По большому счёту, за нами теперь осознанный выбор – применить древнюю технологию к своей собственной жизни, развить активность своего понимания или – продолжать «изобретать велосипед с ещё более круглыми колёсами».