Активное понимание и связь с действием


Наблюдая за собой и размышляя на тему активного понимания, я всё больше убеждаюсь, что этот навык является одним из определяющих для огромного количества сфер. Чем активнее понимание человека, тем быстрее информация будет трансформироваться в знание и тем быстрее на основании условно-нового знания человек будет приобретать первичный опыт. На практике это означает, что способность учиться (новым видам деятельности) напрямую зависит от уровня активности понимания. И много чего ещё значит, о чём-то я скажу в этом посте, о чём-то скажу в других постах.

Различие между активным и пассивным пониманием

Любой человек воспринимает и понимает информацию активно. Любое, самое, казалось бы, бездумное восприятие, всё равно включает некоторую активность головного мозга и некоторую активность понимания. Но до некоторого уровня развития навыка понимания эта активность настолько примитивна, что полученная информация либо теряется, либо используется самым примитивным способом. Поэтому дальше я буду называть понимание с условным уровнем активности ниже 5 % – пассивным. А с более высоким уровнем – активным.

Уровни развития активного понимания

Уровень развития активности понимания

Уровень развития активности понимания

И сразу проговорю важный аспект: активное понимание, развитое на 10 % и на 50 % кардинально отличается. Условный «Уровень 10 %» – это способность превратить набор фактов в некоторое понимание. Условный «Уровень 50 %» – это способность на основании фактов собрать новое понимание, простроить взаимосвязи фактов с другими знаниями и учесть их при конструировании нового понимания, плюс способность быстро понять, как, где, зачем и с какими последствиями применить новое понимание в практической деятельности. Плюс, понимание, какой прямой эффект это даст и какие вторичные выгоды принесёт его применение. Плюс, понимание, каким образом это новое действие поможет усовершенствовать навык и поможет ли.

Хорошо и наглядно разницу между различными уровнями активности понимания иллюстрирует такой простой пример:

  • Если у человека активность понимания 1 % – он 50 раз наступает на грабли, после 50-го раза понимает
  • Если у человека активность понимания 5 % – он 3 раза наступает на грабли, после 2-го уже всё понимает, но решает проверить
  • Если у человека активность понимания 10 % – он видит, как другой человек наступил на грабли, понимает
  • Если у человека активность понимания 30 % – он по разным признакам (по форме граблей и на основании законов физики) определяет, что произойдёт, если на них наступить
  • Если у человека активность понимания 90 % – он танцует по граблям в качестве разминки, мастерски, красиво уворачивается

Связь активности понимания и успешности человека

С моей точки зрения успешного человека отличает способность воплощать в реальность свою Мечту экологичными способами, сохраняя душевное, психологическое, физическое здоровье, не теряя в качестве отношений с окружающими людьми и, наконец, испытывая удовольствие от процесса воплощения, от каждого шага, приближающего к Мечте. Успешность напрямую связана со способностью обрабатывать, запоминать и использовать информацию. Более того, эта способность критична для успешности. Например, успешный человек несёт полную ответственность за свои действия и за их экологичность. Для того, чтобы осознать и просчитать, какими будут последствия твоих действий, необходимо более активное восприятие, чем то, которое сегодня распространено в нашем обществе в среднем. Да, я знаю достаточно людей, которые на голову превышают средний уровень. Но общее качество жизни в стране, увы, определяет как раз средний уровень.

Одной из характеристик человека успешного является Мастерство в какой-либо сфере. Как минимум – в одной, хотя я могу «с ходу» назвать несколько десятков человек, являющихся мастерами более чем в одной сфере. И я точно могу сказать, что каждого из них отличает ощутимо более активное понимание, чем у основной массы населения.

Как активность понимания связана с Мастерством? И как уровень активности понимания связан с движением к Мастерству? Хороший и наглядный ответ даёт рисунок №2:

Рис. 2. Связь уровня активности понимания с движением к Мастерству

Рис. 2. Связь уровня активности понимания с движением к Мастерству

Как видите, чем выше уровень активности понимания, тем быстрее человек способен преобразовать информацию в знания, тем быстрее он способен перейти к апробации этих знаний, тем быстрее и чётче он сможет отработать эти знания до уровня навыка. И тем быстрее он сможет довести навык до уровня Мастерства.

Из чего следует ещё один крайне важный вывод: чем выше уровень активности понимания, тем быстрее и качественнее человек усваивает новые знания. И тем меньше времени ему понадобится для формирования навыка. И тем меньше времени ему понадобится для достижения истинного Мастерства. Просто потому, что он будет делать более глубокие выводы из каждого результата и будет эффективнее корректировать программу дальнейшего развития навыка. Я утверждаю, что человек с высоким уровнем развития активного понимания сможет достичь уровня Мастерства быстрее, чем за 10 000 часов. Но надо также понимать, что на достижение уровня Мастерства влияют и другие факторы. Поэтому разница может быть совсем не пятикратной, какой могла бы быть иначе. Тем не менее, разница и выигрыш во времени есть. И его наличие прекрасно подтверждается примерами десятков публичных людей (они наиболее заметны, наверняка есть и другие менее известные широким массам, но столь же плодотворные люди).

Как активное понимание влияет на жизнь и деятельность человека?

1. Чем активнее понимание человека, тем больше взаимосвязей он простраивает при знакомстве с новой информацией и тем быстрее он способен будет применить её на практике. Потому что будет лучше преобразовывать информацию в знания, быстрее накапливать критичный, для начала действий, объём знаний, и тем быстрее будет переходить от знания к получению первичного опыта.

2. Чем активнее понимание человека, тем… лучше работает память. Тем глубже человек запоминает новую информацию и  тем легче может вызвать её из памяти при необходимости. Просто за счёт того, что при более активном понимании он более интенсивно с информацией работает, устанавливая больше ассоциативных цепочек в процессе обработки информации.

3. Чем активнее понимание человека, тем больше возможностей (в том числе и для зарабатывания денег) он замечает, находит и тем лучше он их использует. Правда, здесь можно и нужно говорить также о самом навыке зарабатывать деньги и уровне его развития. Тем не менее, если взять двух человек с одинаковым уровнем навыка зарабатывания, тот из них, кто будет обладать более активным пониманием, будет зарабатывать больше. Просто потому, что будет замечать и использовать больше возможностей. И, кстати, у него быстрее будет развиваться навык зарабатывать деньги.

4. Чем активнее понимание человека, тем большее и тем более глубокое удовольствие он получает от любых объектов культуры. Просто потому, что будет лучше понимать и улавливать замысел автора, лучше будет чувствовать оттенки и нюансы, полутона и переходы, смысловые аллюзии и отсылки к другим источникам. В литературе. В архитектуре. В скульптуре. В театре. В опере. В балете. В музыке. Везде. В любом истинном объекте культуры.

Резюме

Я могу продолжать и буду продолжать рассказывать о том, как активное понимание влияет на жизнь и деятельность человека. Но – в последующих материалах. Здесь же я отмечу ещё буквально 3 момента:

1. Повысить уровень активности своего понимания может КАЖДЫЙ.

2. Базовый инструмент для повышения активности собственного понимания – активное чтение. С выписыванием вопросов к автору, собственных мыслей, идей и прочих открытий. Базовая книга для развития навыка – «Как читать книги» Мортимера Адлера.

3. Наличие человека, ежедневно проверяющего вашу работу над развитием навыка активного понимания, способно положительно сказаться на темпах развития. Хорошо, если активность понимания у этого человека выше, чем у вас. Но, в принципе, даже простое понимание, что «контролёр» и «контроль» есть, поможет систематизировать процесс развития навыка. Собственно, на этом построена значительная часть навыкового курса «Технология активного понимания».