История «от Резерфорда»: много правильных ответов


Этот новый (для меня) формат публикаций — интересная и смешная история + мысли, которые я вынес из этой конкретной истории. Точка зрения и мой «фильтр», мой способ смотрения на каждую историю: какую роль сыграла активность понимания разных участников в этой конкретной истории? И какие полезные понимания я могу извлечь из этой конкретной истории для самого себя?

Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что часто на вопрос можно дать много правильных ответов.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.»

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.»

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.»

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Мысли на тему:

1. Эта история наглядно показывает, сколь много ПРАВИЛЬНЫХ ответов можно дать на любой вопрос, в котором не заданы жёстко рамки. При умении смотреть на ситуацию с разных точек зрения, число правильных ответов может исчисляться десятками. При одном условии. При условии, что смотрящий сумеет понять, как выстроить решение. Выдающихся учёных всегда выделяла высокая активность понимания и, как результат, следующая за ней, способность находить оригинальные, точные решения.

2. Показателен подход первого преподавателя (того, который обратился к Эрнесту Резерфорду с предложением выступить в роли арбитра). Имея все необходимые данные, чтобы понять специфику студента, он всё-таки не нашёл возможности и смелости сделать это и найти подход к своему студенту. Всегда можно найти способ проверить понимание и умение оперировать конкретным знанием. Всегда можно придумать такую задачу, которая побудит студента показать на практике своё понимание. Тем не менее, чрезмерное самомнение часто мешает тем, кто занимается обучением. Что ещё хуже, оно лишает преподавателя возможности распознать в студенте талант. Любое проявление гордыни, кстати, мешает пониманию и резко снижает его активность.

3. Человек, демонстрирующий способность найти множество правильных решений задачи, требует особенного отношения и самого пристального внимания. Это человек с уже проявленной, разбуженной гениальностью. Гениальность есть буквально в каждом, но в большинстве из нас она спит и, увы, разбудить её весьма непросто. Направляя и поддерживая человека (будь-то ребёнок, ученик, подчинённый), вы можете пробудить в нём всё самое лучшее, включая и поразительные способности.